Гай Кавасаки “Стартап”. Конспект мастер-класса 4 “Как написать бизнес-план”

ГайКавасаки_Стартап_ОбложкаПродолжаем разбирать книгу Гая Кавасаки “Стартап”. Мастер классы “С чего начать”, “Как позиционировать” и “Как презентовать” позади, сегодня на очереди следующий мастер-класс “Как написать бизнес-план”.

Бизнес-план – это документ, содержащий краткое, точное, доступное и понятное описание некоторой бизнес-идеи. Одна из основных целей составления бизнес-плана – ответить инвестору на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в этот бизнес.

Несмотря на то, что по роду деятельности именно с бизнес-планами я сталкиваюсь редко, я часто участвую в подготовке коммерческих предложений потенциальным клиентам. И в данной ситуации клиент выступает именно тем инвестором, которому нужно принять решение, стоит ли вкладывать свои деньги в реализацию нашего предложения.

Поэтому я оценивал рекомендации Гая Кавасаки к написанию бизнес-планов именно с точки зрения применения их при подготовке коммерческих предложений.

Гай Кавасаки. Мастер-класс “Как написать бизнес-план”

Бизнес-планы часто представляют собой документы со множеством страниц. Гай предлагает не фокусироваться сразу на подготовке этого большого документа, а вначале подготовить презентацию с выжимкой идей.

Порядок действий:

  • Скомпилируйте черновик презентации из 10 слайдов
  • Испытайте его на ком-нибудь из ваших наставников, коллег, родственников, или инвесторов.
  • Доведите презентацию до ума
  • Начинайте писать бизнес-план. Когда напишете его, распечатайте первые 2 страницы и дайте кому-нибудь почитать. Вызывают ли первые страницы желание читать дальше?

Принципы и правила создания хороших бизнес-планов:

  • Писать должен кто-то один
  • Сократите финансовые планы до двух страниц
  • Укажите ключевые показатели (число покупателей, точек продаж, посредников)
  • Приведите расчеты, на которых основаны ваши прогнозы
  • Укажите значимые цифры

Наконец, что же хотят видеть в бизнес-плане сами инвесторы?

Хейди Ройзен (Mobius Venture Capital): «Я хочу видеть подробный помесячный прогноз оборота всего капитала на первый год, затем поквартальный — на следующий год и затем погодовой — на основе предполагаемой прибыльности«

Майк Мориц (Sequoia Capital): «Никакие прогнозы все равно не сбываются, так что предприниматели могут даже не заморачиваться составлением полной таблицы точных расчетов».

Гай Кавасаки сам является основателем венчурного фонда и по его мнению инвестору стартового капитала важно лишь оценить, сколько примерно денег потребуется на компанию, прежде чем она сможет финансировать себя сама.

“Мы всегда обращаем особое внимание на первые 18–24 месяца, исходя из предположения, что, если компания переживет этот период, то дальше будет лучше. Ждем, что нам предоставят несколько хорошо продуманных прогнозов (поквартальных — на первые 2 года и по годам — на 3-й, 4-й и 5-й годы) по доходам и убыткам, балансовый отчет и прогноз движения денежной наличности».

Конспект мастер-класса в формате mind maps — ментальных карт — см. на рисунке:

Гай Кавасаки. Стартап. Мастер класс "Как написать бизнес-план"

Гай Кавасаки. Стартап. Мастер класс «Как написать бизнес-план»